«Про что фильм?»
«Брандашмыг» — интерактивный фильм во вселенной «Черного зеркала», действие которого происходит в Великобритании 1984 года. Молодой программист Стефан работает над компьютерной игрой по мотивам книги «Брандашмыг» и сталкивается с ахиллесовой пятой творческого процесса, давлением от отца, странными событиями в реальности и ощущением, что за ним кто‑то наблюдает. Зритель сам делает выборы за героя — они меняют сюжет и приводят к разным развязкам, от коммерческого успеха до трагедии и мета‑финалов.
5 интересных фактов
- Это экспериментальная интерактивная серия: зритель принимает решения на промежуточных этапах, и от них зависит развитие сюжета — фильм имеет множество путей и концовок.
- Создатели: идея и сценарий — при участии Чарли Брукера; режиссёр — Дэвид Слэйд. Выпущен Netflix 28 декабря 2018 года.
- Технически проект требовал разработки системы ветвления видео на платформе Netflix; при полном просмотре всех веток суммарный объём отснятого материала составляет несколько часов.
- Сюжет отсылает к реальной культуре 1980‑х — книгам «choose‑your‑own‑adventure», ранним компьютерным студиям и психологии творчества; внутри есть метауровни и отсылки к другим эпизодам «Черного зеркала».
- Появились обсуждения и споры: из‑за сцен с самоубийством и насилием Netflix добавил предупреждения, а сам формат вызвал интерес к интерактивному сторителлингу в стриминге.
Основные герои фильма
- Стефан — молодой талантливый программист, создатель игры «Брандашмыг», вокруг которого строится основное действие и чьи решения определяют сюжет.

- Колин — известный разработчик/идол инди‑геймеров, с которым Стефан общается; его советы и влияния важны для карьеры героя.

История создания
Идея принадлежит Чарли Брукеру, который вместе с командой Netflix решил перенести формат интерактивных книг и игр в формат теле‑кино. Проект требовал сценарной проработки ветвящихся сюжетных линий, координации съёмок множества сцен‑вариантов и доработки технологии воспроизведения выборов у зрителя. Производство комбинировало методы кинопостановки и элементарный геймдизайн: писали «карты сюжета», тестировали переходы, чтобы сохранить драматическую целостность при разных траекториях. При запуске «Брандашмыг» стал заметным экспериментом Netflix в интерактивном контенте и стимулом для обсуждения новых форм сторителлинга.